«…В ее изящных ручках был букет из роз и анютиных глазок, над которыми возвышался горлемский тюльпан с серо-фиолетовыми лепестками, стоивший садовнику пять лет трудов, а королю пять тысяч ливров…»
А.Дюма «Виконт Де Бражелон»

Когда речь заходит о цветочных композициях, большинство подразумевают японскую икебану. Но флористическая аранжировка и орнаменталистика имеют свою историю и традиции практически в каждой стране. Использование композиции из комнатных растений как атрибута культовых обрядов было принято еще в Древней Греции, где доставка цветов в храмы считалась особой привилегией. На Руси цветы всегда использовались как элемент орнамента, украшающего жилище, одежду, предметы быта. Достаточно только взглянуть на традиционный русский костюм или памятники древнего зодчества. В Москве цветы — главное украшение декоративной росписи боярских палат. Оклады икон, возраст которых насчитывает не одно столетие, оформлены преимущественно цветочным орнаментом.

А вот в качестве подарка букеты стало принято преподносить только в эпоху Великих географических открытий, когда была налажена доставка цветов из Нового Света. Отдельные экземпляры цветов могли стоить целое состояние. Первыми аукционы по продаже цветов стали устраивать англичане. Другим европейским странам помогли последовать примеру английских ценителей цветов международные торговые связи. Позднее в Европе стали появляться оранжереи, которые осуществляли доставку букетов для украшения дворцовых интерьеров. Вельможные особы нередко делали на цветы заказ своим садовникам.

В эпоху Петра I Россия много позаимствовала на Западе. В том числе и моду на букеты. Из Голландии и Франции была налажена в Петербург доставка цветов. Цветы выращивались в собственных ботанических садах. При императорском дворе существовала собственная служба доставки цветов. В XIX в. Москве и Петербурге продажа цветов стала весьма прибыльным делом. В Петербурге среди светской публики славился магазин «Герцтнер и Ко». Самым известным в Москве магазином цветов считалось цветочное заведение братьев Фоминых.

Цветочные букеты постепенно обретали стили. Почти столетие продержалась мода на букеты «Виктория» — пышные круглые композиция, напоминающие клумбу. Из Германии пришла мода на бидермейеровские букеты, в которых использовались не только живые, но и засушенные цветы. В конце столетия в оформлении интерьеров появились макартовские букеты, составленные из сухоцветов, трав и бумажных цветов. Но не только поклонники городской роскоши и пышности были среди любителей цветов. Немало находилось тех, кто предпочитал сельскую романтику. Для них была налажена в Петербург и Москву доставка цветов из загородных имений. Всплеск моды на простые цветы и полевые букеты особенно ощущался после окончания войны с Наполеоном и в конце XIX века.

Современная флористика, пожалуй, как никогда ранее обратила свои взоры на историю, моду и стиль цветочных композиций всех времен и народов. В салонах и магазинах цветов сегодня можно встретить и роскошные викторианские букеты, и цветочные венки, возвращающие нас в Древнюю Грецию, и милые сельские цветы, будто бы только что сорванные в саду русской усадьбы, и, конечно же, японские икебаны, мастерство создания которых так прочно ассоциируется у нас с понятием «цветочная композиция».

Comments are closed.